ЭБУ – электронный блок управления двигателем. По сути это мозг, который контролирует все системы автомобиля и обеспечивает их слаженную работу в совокупности с центральным блоком кузовной электроники (ЦБКЭ).
Описание
Управление автомобилем происходит в результате обработки сигналов, поступающих от всех механизмов, специальными датчиками центрального блока. В таких линейках «Лады», как «Веста» и «Калина Кросс», стоит ЦКБЭ М-86 от НПП «ИТЭЛМА», крупнейшего российского производителя автокомпонентов.
Чтобы узнать типы ЭБУ и ЦБКЭ автомобиля, нужно подключить специальное сканирующее устройство к разъему ОБД2. Эти параметры промаркированы также на корпусе. Как это сделать рассказали эксперты на автошарке.
Предназначение ЭБУ:
- Синхронизация процессов зажигания и подачи топлива.
- Проверка работы ограничителей, предотвращение сгорания топлива.
- Управление двигателем внутреннего сгорания (ДВС), устройствами подогрева и охлаждения.
- Контроль уровня топлива.
Центральный блок «Весты» также отвечает за работу стеклоподъемников, осветительных приборов и тягово-сцепного устройства.
На «Ладе Весте» установлено газобаллонное оборудование, которое нуждается в дополнительном программном обеспечении для корректного взаимодействия с ЦБКЭ. Поэтому автолюбители часто прибегают к перепрошивке ПО. Стоимость такой услуги, как правило, не превышает 8-10 тысяч рублей.
Местонахождение ЭБУ «Весты»
Электронный блок находится под капотом, в отсеке для мотора «Весты». Корпус ЭБУ при этом надежно прикреплен к раме, а провода подключаются к оборудованию в самом низу. Оболочка блока имеет защитный слой из стали и дополнительное крепление для предотвращения подмены устройства или угона автомобиля.
Работа электронного и кузовного блока, который располагается под торпедой по правую руку от водительского сидения, синхронизируется посредством разъема открытого подтипа — ОБД2.
Через этот же разъем осуществляется компьютерная диагностика и сброс сообщений об ошибке. Провести процедуру можно с помощью микроконтроллера ELM-327. Чтобы сделать перепрошивку ПО, сначала необходимо снять блок управления.
Цоколевка ЭБУ
Цоколевка, или распиновка – это описание каждого контакта электрического соединения. В «Весте» установлен кузовной блок М-86 с контроллером pin55, к которому подключены следующие датчики:
- фиксация заслонки ограничителя (дроссель);
- нагрузка на хладагенты;
- контроль затраты кислорода;
- фиксация педалей газа и тормоза;
- положение коленчатого вала;
- давление масла;
- to охлаждающей жидкости и поступающего воздуха;
- работа форсунка;
- устройство автопереключения передач.
В мануале подробно описано, как сделать распиновку «Весты» . Подключение к ЭБУ происходит посредством коннектора через 16-контактный разъем ОБД2:
- Резерв.
- J-1850.
- Резерв.
- Масса.
- Земля сигнального устройства.
- J-2284 can high.
- Канал-К.
- Резерв.
- Service Check System.
- J-1850.
- Резерв.
- Канал программирования.
- Противоугонное устройство.
- J-2284 can-low.
- Канал-Л.
- 12-вольтовое питание.
Для разных протоколов связи существует отдельная комбинация контактов. При этом необходимо использовать специальный универсальный кабель для разъема ОБД2 (арт. J-1962).
Способы диагностики
Между управляющими системами автомобиля «Лада Веста» обмен данными осуществляется с использованием интерфейса типа CAN.
Через сканирующее устройство ELM-32 возможна диагностика следующих функций:
- Перезагрузка ЭБУ, сброс данных ограничения скорости движения и круиз-контроля.
- Настройка руля и устройств ускорения.
- Сброс настроек и автоматическая адаптация коробки передач.
- Коррекция настроек защиты.
- Обнуление данных электронной панели управления.
- Инициализация VIN.
- Сброс настроек усилителя руля.
Для осуществления диагностики нужно подключить сканер к колодке и вывести данные на экран смартфона, предварительно установив соответствующее программное обеспечение.
Процесс разделяется на несколько этапов:
- Установка и настройка ПО на смартфон или другой гаджет.
- Запуск диагностики в соответствии с инструкцией.
- Расшифровка кодов.
- Устранение неполадок.
- Повторная проверка.
Проводить сканирование через ОБД2 можно даже во время движения автомобиля.
Зачем нужен сброс ошибок блока управления и как его сделать
Нарушение работы датчиков блока управления может привести к некорректной работе авто даже при полной исправности автомобильных запчастей. Машина может начать двигаться рывками и терять мощность.
Чтобы исправить такое положение вещей, необходимо осуществить полный сброс настроек:
- На компьютер установить специальную программу автоматической диагностики «Опендиаг» или «ОпендиагПро». Сканирующее устройство подключить к разъему ОБД2 и сбросить все установленные параметры с дальнейшей автоматической инициализацией. Процедуру проводят при выключенном сжигании.
- Следующий шаг: подготовка заслонки ограничителя (дроссельная заслонка). Как только появятся тихие щелчки, необходимо выключить зажигание на несколько минут.
- Для повторного обучения блока управления нужно выбрать хорошую дорогу, прогреть двигатель до оптимальной температуры и повторить несколько раз разгон и торможение при оборотах 4000 и до 1000, соответственно.
- ЭБУ запомнит информацию через 16 циклов начиная с момента зажигания и до полной остановки двигателя. В этот период рекомендуется придерживаться привычного стиля вождения и использовать качественную топливную смесь.
Таким образом, по словам avtoshark.com, если появляется необходимость внести поправки в работу ЭБУ «Лады Весты», необходимо осуществить полный сброс параметров с дальнейшей инициализацией и провести повторное обучение системы управления