Магадан 2012. Часть 15. Долгая дорога в Тулун

ЧАСТЬ 1   ЧАСТЬ 2   ЧАСТЬ 3   ЧАСТЬ 4   ЧАСТЬ 5   ЧАСТЬ 6   ЧАСТЬ 7   ЧАСТЬ 8

ЧАСТЬ 9   ЧАСТЬ 10   ЧАСТЬ 11   ЧАСТЬ 12   ЧАСТЬ 13   ЧАСТЬ 14

За два десятка километров до «Амура» от левой части задней подвески начали доноситься незнакомые пугающие звуки. Когда штурман покачал машину, я произнес лишь: «Это печально!» Треснуло, а еще через несколько километров развалилось нижнее крепление поперечной тяги и пружины заднего моста. Искореженный металл закономерно разорвал тормозную трубку: так мы остались без задних тормозов, но в такой ситуации ехать быстрее 20 км/ч все равно не представлялось возможным. Госпожа Удача сжалилась хотя бы в том, что пружина осталась лежать на мосту (арка не упала на колесо), давая возможность продолжить движение.

После выезда на развязку у Большого Невера я, как и многие путешественники, поцеловал долгожданный асфальт. На черепашьей скорости машина уже не кипела, поэтому беспокоила только задняя подвеска. Наверное, мне никогда не приходилось ехать так аккуратно, как на разбитом пятикилометровом гравийном подъезде к Сковородино – как выяснится позднее, лучше было проехать в этот город через Невер.

Итогом непродолжительных поисков стала остановка нашего экипажа в мотеле «Амур». Здесь с просьбой подвезти обратились подвыпившие ребята, но узнав, что у нас нешуточные проблемы, просить перестали. Зато высказали твердое пожелание поехать с нами в Москву после ремонта! Когда я спокойно объяснил им, что это вряд ли возможно, ответ был таким: «Ну, смотри, к утру машина на брёвнах будет – узнаешь, что такое Сковородино!»

Наше состояние весьма кстати уже не позволяло воспринимать такие реплики серьезно, поэтому мы аккуратно закрыли автомобиль и отправились отдыхать.


Амурская область. Железнодорожный вокзал в Сковородино

Как это часто бывает, утром внутренний голос подсказал, что ничего страшного в сложившейся ситуации нет: направляюсь на поиски автомастерской. Местные жители единогласно указывают на некого Русика, который занимается сварочными работами в районе вокзала.


Задний мост выразил комплексное несогласие с условиями эксплуатации

Товарищ Русика активно звал его ехать на шашлык в Албазино, причем чем быстрее, тем лучше, однако слесарь вошел в положение и за несколько часов отремонтировал наш задний мост.


Чашка пружины оторвана от моста (но лежит на нем), а крепление поперечной тяги – от чашки пружины. Амортизаторы под замену парой

Стоит отметить, что тормозную трубку пришлось заглушить, поскольку прокачать левый задний контур не было возможности: задолго до поездки шестигранник штуцера прокачки на тормозном цилиндре сорвался из-за закисшей резьбы. Не помогло и приваривание гайки: была необходима замена цилиндра в сборе. Эту работу Русик обещал провести на следующий день в два часа, а пока взял с меня вполне честную сумму в 5000 рублей. Кроме того, в виде подарка я отдал ему и его товарищу (так сказать, к столу) две оставшихся бутылки московской водки.

Забавный момент: во время моего рассказа о путешествии, который шел в процессе ремонта, ребята, пригнавшие машину к мастерской на мойку, насторожились и отметили: «Странно всё это! Вы, наверное, разведчики по части золота Колымы от Путина!»

Но еще оставалась проблема с перегревом, поэтому сразу после решения вопроса с подвеской мы устремились в магазин за радиатором, а заодно и задним тормозным цилиндром. Замена элемента системы охлаждения была произведена в этот же вечер с попутной установкой вентилятора, купленного в Чите. У нашей гостиницы произошло знакомство с путешественниками из Норвегии, следовавшими из Тронхейма в Магадан, при этом их немного удивило то, что к ним обратились на английском.

После подробного рассказа о маршруте к Охотскому морю отправляюсь проверять температурный режим… и почти сразу расплачиваюсь за то, что забыл как следует затянуть колесные болты (эту процедуру Русик вполне разумно предложил провести мне самому): второй раз в жизни довелось потерять колесо. Первый такой казус случился на грунтовке в Смоленской области из-за коротких болтов всё того же заднего левого диска, выкрутившихся от вибраций. Но если тогда обошлось без последствий, то в этот раз был поврежден тормозной барабан. Очевидная мысль: «Ничего страшного: всё равно при замене цилиндра барабан снимается – заодно обновим».

Дорога вдоль Транссиба (бывшая «федералка»), по которой я проехал в сторону Тахтамыгды до пересечения в разных уровнях (без развязки) с трассой «Амур» и обратно не позволила развить нормальную скорость, а в совокупности с прохладной погодой это привело к тому, что у меня сложилось обманчивое впечатление об устранении неисправности.

31 июля Русик не отвечал на телефон и не появился даже в четыре часа дня, поэтому было решено разобраться с тормозами уже в Чите. Через некоторое время после выезда на магистраль в условиях жары стало понятно, что новый радиатор не решил проблему.

Заправки 28, 29, 30 и 31 июля

Место заправки Одометр от старта Заправлено Цена за литр
Алдан (14rus) 15315 10,0 л 33.10 руб
Нерюнгри (14rus) 15592 21,1 л 33.10 руб
Тында (28rus) 15810 23,2 л 30.20 руб
Тахтамыгда (28rus) 16113 36,8 л 28.50 руб

Во время обеда в кафе у поворота на Тахтамыгду уже практически в отчаянии меняю помпу (единственный элемент системы охлаждения, который до этого момента еще не менялся), но двигатель все равно перегревается, а через некоторое время и вовсе начинает терять тягу. Придумать ничего лучше, чем лечь спать, наш экипаж не смог.

Ранним утром предпринимаем попытку возобновить движение, но автомобиль уже не может осилить даже небольшой подъем. В выхлопе обнаруживается масло, а в масле – охлаждающая жидкость. Ехать дальше как минимум до снятия головки блока цилиндров возможности нет, а до поселка Ерофей Павлович еще 40 километров.

Начинаем искать буксир, но половина не останавливается, у кого-то автоматическая коробка, а кому-то просто некогда. Наконец, приблизительно через час нас берет на трос местный житель на «Ниве». Буксировочные петли «Пегаса» оторвались сразу, поэтому веревку привязываю прямо за кронштейн бампера.

У поворота на Ерофей Павлович выручивший наш экипаж мужчина от вознаграждения категорически отказывается, а мы ожидаем местного автослесаря, с которым заранее связались с помощью моих родителей. Прибыв на место и ознакомившись с историей проблемы и текущей ситуацией, механик констатировал, что если дело в клапанах или поршневых кольцах, то запчасти придется выписывать из Благовещенска, а это двое суток ожидания. По его словам, всё необходимое есть в Могоче, до которой 200 километров – остается искать того, кто согласится дотащить нас туда.

В кафе «Багульник» из еды в то утро практически ничего не было, зато сюда заехали два парня и девушка, к которым мы и обратились:
— Ребята, а вы куда едете?
— В Бурятию.
— А машина у вас какая?
— «Форестер».
— О, а коробка ручная?
— Ручная, а что?
— О! Тут такая ситуация…

Ребята, стартовавшие, к слову, из Алдана, согласились помочь.

Не могу не выразить им колоссальную благодарность: потеряв из-за нас немало времени, сил и бензина, они наотрез отказались взять любую из предложенных нами сумм денег, ссылаясь на то, что не считают возможным брать что-то у тех, кому предстоит ремонт двигателя. Что еще сказать? Пока есть такие люди, для России еще не все потеряно…

Распрощавшись с нашими спасителями в кафе у поворота на Могочу, наш экипаж поймал местную «Ниву», которая дотянула «Пегаса» до города. Проблема заключалась в том, что в единственной мастерской, где в тот день можно было починить двигатель, разговор с нами прекратили уже после слова «Жигули».

В печальном настроении мы побрели в центр с целью хотя бы уточнить наличие запчастей, которые могут понадобиться: стоимость эвакуатора до Читы (порядка 25000 рублей) была абсолютно неприемлемой. В автомагазине нам наконец улыбнулась удача: услышав мой вопрос продавцу о том, где можно отремонтировать «троечный» движок, паренек, заехавший купить наклейку на скутер, сообщил, что это легко может сделать его отец. Осталось лишь доставить машину в ГСК «Мотор», где Игорь (так зовут отца) пообещал взяться за дело уже утром 2 августа. До кооператива автомобиль дополз частично своим ходом, частично с помощью усилий мышц штурмана, а на ночлег наш экипаж определился в гостиницу с колоритным названием «Заходи!»


Забайкальский край, Могоча. Вокзальная улица

На следующий день я прибыл к месту ремонта как раз в момент снятия головки блока цилиндров. Открывшаяся картина мгновенно подняла настроение: причиной всех бед явился сантиметровый прогар прокладки ГБЦ (привет бензину из Хандыги!), а клапана и поршневая находились в отличном состоянии. Более того, проверка показала, что привалочные плоскости блока и головки не деформированы, а значит, нужна была только замена прокладки.


Прогоревшая прокладка головки блока цилиндров

В прекрасном расположении духа я закупил необходимые запчасти и расходники, после чего наш экипаж совершил прогулку по городу.


Могоча – станция на Транссибирской магистрали

«Бог создал Ялту и Сочи, а черт – Сковородино и Могочу» – пожалуй, эта поговорка после завершения строительства трассы «Амур» уходит в историю: по крайней мере, для автомобилистов это теперь далеко не самые глухие места.


Забайкальский край. Город Могоча

Игорь и его помощники заодно заменили и тормозной цилиндр с барабаном, но эту часть работ я принял не сразу: если температурный режим при проверке на трассе был в норме, то задние тормоза не чувствовались. Причина тому – негерметичность штуцера новой тормозной трубки. Повторная замена трубки исправила ситуацию. Отмечу, что пришлось также установить другой карбюратор: старый заводской агрегат самопроизвольно стал заливать вторую камеру бензином.

3 августа наш экипаж бодро стартовал на Читу, при этом оставалась нерешенной проблема самопроизвольного включения дальнего света. У поселка Ключевский принимаю решение остановиться и устранить эту неисправность.


Забайкальский край. Недалеко от поселка Ключевский

Выясняются симптомы: вторая нить лампы головного света зажигается при работе вентилятора двигателя, что приводит меня к креплению «массы» под бачком стеклоомывателя. Действительно, отсутствие здесь нормального контакта с кузовом приводило к тому, что вентилятор тянул «массу» прямо через нить дальнего света левой фары.

На «Роснефти» у поворота на Шилку заправщик, узнав, что мы из Подмосковья, рассказал, что давно мечтает побывать в Бронетанковом музее в Кубинке. Я подтвердил, что посетить его, бесспорно, стоит, поскольку сам являюсь любителем боевой техники Второй Мировой.

До Читы добрались без приключений, разве что путем временной замены удостоверились в неисправности старого карбюратора. Трудно передать радость, с которой наш экипаж двигался по оживленным улицам столицы Забайкалья: такие эмоции вызвал возврат к такому уровню цивилизации, при котором не надо каждый час проверять давление в шинах и беспокоиться о том, есть ли бензин на следующей заправке.


Вид на станцию «Спортивная» Читинской детской железной дороги

На Малую Забайкальскую железную дорогу нас не пустили с советом прийти завтра. На аргумент, что завтра мы будем мчаться по направлению в Москву, недружелюбная сотрудница охраны ответила: «Да хоть в Магадан!» Эх, если бы она знала…


Чита. Малая Забайкальская железная дорога. Тепловоз ТУ2-122

Удовлетворившись фотосессией из-за забора, наш экипаж отправился к выезду из города, где завершилось наше путешествие по М58 «Амур».


Нулевой километр трассы «Амур» Чита – Хабаровск. Бампер поврежден в результате длительной буксировки

Заночевать намеревались где-нибудь между Читой и Улан-Удэ, но не слишком близко к центру Забайкалья: с 4 на 5 августа хотелось быть в Мегете у Андрея aka Krz.

До города с говорящим названием Хилок свободных мест в мотелях не нашлось. Здесь на заправке ребята на джипе, которым мы одолжили аккумулятор, были удивлены степенью его заряженности: долгие попытки завести мотор, оставшийся перед этим на какое-то время без дизтоплива, увенчались успехом.

Оператор АЗС предупредил, что гостиница в Хилке есть, но найти ее – задача трудновыполнимая. С выражениями «Challenge Accepted» на лицах наш экипаж устремился на поиски объекта. Дежурная по переезду дала точную наводку – осталось лишь дождаться открытия самого переезда через Транссиб. 10 минут, 15, 20… Стоим! Но тут я заметил странную закономерность: редкие полуночные автомобили как будто исчезали сзади, а появлялись уже на другой стороне железной дороги. Разведка показала, что рядом есть бетонная водосточная канава, через которую можно аккуратно пролезть под путями. Пришлось снять антенну радиостанции, зато через 10 минут подъехали к гостинице. Свободных мест не оказалось, и нам было предложено обратиться в общежитие неподалеку.

Главный вход в указанное здание найти не удалось, а жутковатая атмосфера побудила поскорее уехать от этого места: мы отправились к вокзалу, где намеревались найти комнату отдыха. К станции Хилок подъехали по тупиковой второстепенной улице, ночлега не нашли, а когда сдавали назад, из-за моей невнимательности с грохотом провалились правым задним колесом в канаву. Время три часа ночи, а наш экипаж застрял в этом Богом забытом месте… К счастью, случайный прохожий, который согласился помочь, оказался слесарем депо.
— Неместные что ли?
— Как видите…

Манипуляции с домкратом и досками к успеху не привели, тогда мужчина предложил просто вытолкать автомобиль. Я знал, что зад «четверки» легко поднимают пятеро, но и предположить не мог, что мы осилим это втроем: слесарь оказался настоящим силачом. Он рассказал нам, что какое-то время жил в Москве с женой, а после развода «снова докатился до Хилка». Кроме того, подсказал, где находится общежитие железнодорожников. Отблагодарив этого доброго человека, обратились по указанному адресу, но и тут мест не оказалось.

Переезд всё еще был закрыт, поэтому наш экипаж снова воспользовался водостоком и несолоно хлебавши направился к выезду из города. И пусть ночлега не нашли, зато ночные приключения в Хилке запомнятся надолго.

Что происходит на нормальной дороге, когда автомобиль исправен и не заставляет переживать? Правильно: сокрушительный удар наносит сон. Немного не доехав до Петровска-Забайкальского, мы остановились на отдых у заправки.

Утром 4 августа добрались до районного центра, где на трассе плотно позавтракали блинчиками и позами. В Мухоршибире долго искали банкомат, а на выезде чуть не задавили дерзких коз, внезапно бросившихся под колеса. Там же я стал замечать, что расход топлива с карбюратором из Могочи где-то на треть выше нормы.


На границе Забайкальского края и Бурятии

В эфире 15-го канала царила тишина, поэтому засада ДПС в Тарбагатае стала неожиданностью: взмах инспектора и просьба пройти в патрульную машину.
— Алексей Витальевич, превышаем…
— И с какой же скоростью я двигался?
— 76 км/ч!
— Да, наверное, так и было – не возражаю.

Сотрудник ГИБДД начал выписывать постановление.
— Куда путь держите?
— Из Магадана в Подмосковье.

Пауза, немая сцена. Инспектор указывает на «четверку»:
— На ней?
— Да, на ней.
— А вы сами из Магадана?
— Нет, из Подмосковья. В документах же написано.
— Мдаа… И как, не ломается?
— Ну, задний мост заваривали и прокладку головки блока меняли.
— Тосол выбивало в бачок?
— Так точно.
— А зачем вам весь этот экстрим?
— Страну смотрим, с людьми общаемся.
— И как люди в Магадане? Лучше, чем в Москве?
— Везде хорошие люди живут, некорректно сравнивать…

Снова пауза.
— Ладно, не будем портить впечатления от поездки: выписываю вам предупреждение, счастливого пути!

В постановлении сотрудник ГИБДД указал: «Имеются смягчающие обстоятельства». Выводы делайте сами, а мы в хорошем настроении продолжили путь в Улан-Удэ.


Республика Бурятия. Улан-Удэ

Из столицы Бурятии позвонили Андрею: сказали, чтобы вечером ждал нас. Пообедали в районе Ильинки в заведении сети «М55» – рекомендуем. Здесь же вспомнили, что в Лондоне идет Олимпиада: по телевизору транслировали пляжный волейбол, в котором нашим, как говорится, ловить нечего.

Снова отметив грамотность, с которой ведется укладка асфальта в Бурятии, наш экипаж вышел на берег Байкала. «Славное море» встретило дождем, который не прекращался уже до самого Мегета.


Озеро Байкал недалеко от города Бабушкин

На въезде в Иркутскую область разговор с Андреем:
— Ну, где вы там? Ждем!
— Всё в порядке, часа через три будем.
— Как три? Больше 500 километров же…
— Мы 250 насчитали…
— Ой, забыл, что вы с востока едете!

На переезде в Култуке применили хитрость: остановились сразу за Транссибом, дождались прохода поезда, а в момент открытия дороги сразу ушли на серпантин. В итоге на подъемах мы наслаждались свободной трассой, а когда стемнело – нагнали предыдущую партию машин с переезда и спокойно шли по габаритным огням.

Оценив хорошее качество дорожного полотна на открытом в конце 2010 года обходе Иркутска, к полуночи наш экипаж оказался в гостях у Андрея aka Krz.


Четвероногие друзья Андрея aka Krz обследуют салон «Пегаса»

5 августа первым делом разобрали карбюратор и выяснили, что в нем были установлены топливные жиклеры размерами больше штатных – стало ясно, почему подскочил расход бензина. После устранения этой проблемы и регулировки подачи топлива мы покинули Мегет. Снова выражаю огромную благодарность Андрею и его семье за ночлег и содействие в этом путешествии!

Заправив автомобиль на рекомендованной заправке перед Ангарском, наш экипаж взял курс на Красноярск.

Заправки 1, 2, 3, 4 и 5 августа

Место заправки Одометр от старта Заправлено Цена за литр
Могоча (75rus) 16458 29,2 л 31.70 руб
Шилка (75rus) 16830 34,2 л 29.20 руб
Чита (75rus) 17050 31,0 л 29.00 руб
Хилок (75rus) 17344 32,3 л 31.00 руб
Мухоршибирь (03rus) 17592 28,1 л 26.70 руб
Бабушкин (03rus) 17863 30,0 л 26.70 руб
Ангарск (38rus) 18163 39,2 л 25.50 руб

До Тулуна добрались без происшествий. Здесь, ознакомившись с ценником ресторана, оформленного в рыцарском стиле, спокойно вышли и начали поиск еды по адекватной цене. Так вышло, что как раз в этих краях (деревня Булюшкина) расположено знаменитое кафе «У друзей», стены которого обклеены купюрами, по которым можно изучать географию нашей страны и не только. Рекомендуем это заведение всем путешественникам: порции большие, вкусные и недорогие.


Кафе «У друзей» в деревне Булюшкина под Тулуном. Не могли не оставить свою тысячу тугриков

Пройдя участки гравийки, вызвавшие отрицательные эмоции по пути на восток, мы со штурманом переглянулись:
— Ты что-нибудь заметил?
— Нет…

В общем, после трасс «Лена» и «Колыма» восприятие качества дорожного покрытия действительно сильно меняется.

ЧАСТЬ 16 ТУТ

ЧАСТЬ 17 ТУТ

ПОСЛЕСЛОВИЕ. ИТОГИ