Магадан 2012. Часть 9. Дорога на Сетте-Дабан

ЧАСТЬ 1 ТУТ

ЧАСТЬ 2 ТУТ

ЧАСТЬ 3 ТУТ

ЧАСТЬ 4 ТУТ

ЧАСТЬ 5 ТУТ

ЧАСТЬ 6 ТУТ

ЧАСТЬ 7 ТУТ

ЧАСТЬ 8 ТУТ

Заряда бодрости хватило до Чурапчинского улуса, где пришлось принять к обочине и выделить несколько часов на сон. В самой Чурапче мы заправили автомобиль и позавтракали в чайной (местное название придорожного кафе).


Якутия. Утро в районе села Чурапча

Затем наш экипаж приступил к спокойному осмотру Таттинского улуса: утренний паром через Алдан уже прошел, поэтому спешить было особо некуда.

Стоит отметить, что некоторые фотографии имеют коричневатый оттенок не случайно: всё дело в лесных пожарах, охвативших этот район в середине лета. И хотя непосредственно огня мы не наблюдали, гарь в воздухе чувствовалась вплоть до начала подъема на хребет Сетте-Дабан за Хандыгой.


Якутия. Боотур Стремительный в Таттинском улусе

В этих краях «буханки», движущиеся на скоростях, скажем так, чуть выше разумных и ставшие притчей во языцех, встречались на пути особенно часто. Нам же последние километры до переправы давались тяжеловато: всё внимание было направлено на то, чтобы не соскакивать с гребня свежей гравийной присыпки.


Якутия. В Таттинском улусе

Как потом рассказал магаданец Владимир, нашему экипажу повезло: именно 16 июля здесь пошли дожди, что сделало дорогу труднопроезжей на какое-то время. В общем, недаром участок трассы «Колыма» в районе села Уолба был построен последним.


Якутия. Село Ытык-Кюёль. Местные жители произносят «ЫтыкКюль»


Таттинский улус. Коновязи

И вот наконец показалась паромная переправа, где удача была к нам благосклонна: судно должно было отправиться не вечером, а уже через час с небольшим.

Поясню: по информации, которая была в нашем распоряжении, паром ходил дважды в сутки (утром и вечером). В реальности, по крайней мере, в июле 2012 он также совершал рейс в два часа дня.


Паромная переправа через Алдан

Думаю, я не погрешу против истины, если скажу, что трудные дороги сближают людей, поэтому непринужденные беседы на переправе завязываются легко. Мы, например, познакомились здесь с мотоциклистами из Словакии, целью которых, о чем нетрудно догадаться, был Магадан. К сожалению, после Кюбюме с нашим экипажем они уже не пересекались (избрали маршрут через «Старую Колыму»), но по короткому знакомству стало понятно, что Россия европейцев впечатлила, причем в хорошем смысле этого слова.


Диалог на пароме:
— Да у тебя, наверное, там движок от «Мерседеса», раз до сюда смог доехать?
— Нет, обычный «троечный».

Спустя два часа хода на пароме против течения, «Пегас» оказался в селе Кескиль и продолжил путь к Хандыге, где найти ночлег оказалось не так уж и просто – очень пригодились навыки, полученные на соревнованиях по ориентированию. В единственной полноценной гостинице шел ремонт и мест не было, зато тут мы узнали пару адресов частных лиц, сдающих квартиры.


Съезд с парома на правый берег Алдана

В доме №14 по улице Энергетиков свободная комната всё-таки нашлась: нас ждали душ, пиво и полноценный отдых.

С утра (впрочем, как и предыдущим вечером) отыскать работающее кафе в Хандыге наш экипаж не смог, поэтому после заправки пришлось отъехать от населенного пункта и разогреть тушенку на газовой плитке.

После перегона до поселка Теплый Ключ на катковой поверхности задней левой покрышки были обнаружены множественные порезы, через которые травило воздух (диагностировать проблему помогла дождливая погода: вода пузырилась на резине). Колесо пришлось заменить на одно из двух запасных, следовавших с нами из Жуковского.


Поселок Теплый Ключ. Замена колеса

Перекусив в кафе «Аляска», которое является, по нашему мнению, лучшим заведением общепита на всей трассе «Колыма», мы отправились на поиски музея автодороги. Он был найден в здании детского сада, однако смотритель отсутствовал – во время ожидания после вызова по телефону как раз и было заменено колесо.


Поселок Теплый Ключ. В музее «Магаданская трасса»

Наконец, директор музея появилась, провела для нас экскурсию и ответила на вопросы. Нетрудно догадаться, что путешественники из Подмосковья бывают в Теплом Ключе нечасто, поэтому общение проходило с обоюдным интересом.


Якутия. В Томпонском районе

В середине дня мы покинули гостеприимный поселок, и после очередной проверки давления в шинах начали подъем на хребет Сетте-Дабан. Некоторые советуют повышать давление при движении по острому гравию, но мной было принято решение держать строго рекомендуемое.


Хребет Сетте-Дабан. Томпорукский перевал

Виды из окна ожидаемо становились всё красивее, а небо прояснилось. Возможность обстоятельно полюбоваться окрестностями представилась уже на Томпорукском перевале во время попытки отремонтировать жгутом заднюю правую покрышку, насквозь пробитую камнем.


Замена колеса на Томпорукском перевале

Ребята на «шестерке», отдыхавшие у родника, который, по утверждению Ильи aka Aist, не замерзает в -30°, с удивлением смотрели на «четверку» с Подмосковными номерами.


Якутия. В Томпонском районе

Собственно, тревожный сигнал от этих парней, в итоге догнавших нас, возвестил о том, что ремонт резины оказался неудачным: пришло время снимать с крыши вторую запаску.

ЧАСТЬ 10 ТУТ

ЧАСТЬ 11 ТУТ

ЧАСТЬ 12 ТУТ

ЧАСТЬ 13 ТУТ

ЧАСТЬ 14 ТУТ

ЧАСТЬ 15 ТУТ

ЧАСТЬ 16 ТУТ

ЧАСТЬ 17 ТУТ

ПОСЛЕСЛОВИЕ. ИТОГИ