Магадан 2012. Часть 5. Путь к Улан-Батору

ЧАСТЬ 1 ТУТ

ЧАСТЬ 2 ТУТ

ЧАСТЬ 3 ТУТ

ЧАСТЬ 4 ТУТ

С утра я получил напутствие от веселого немолодого дальнобойщика: его удивило наличие двух запасных колес на крыше. После слова «Магадан» он уже не задавал вопросов об избыточной экипировке и предупредил о том, что «там дороги нет». Впрочем, выбранное нашим экипажем средство передвижения труженик руля одобрил ввиду высокой ремонтопригодности «классики».


Транссиб пересекает Селенгу

Но до Магадана было еще далеко, а мы взяли курс на Кяхту, наивно полагая, что у главного пограничного перехода между двумя странами не может быть иного режима работы, кроме круглосуточного.


Республика Бурятия

В Иволгинске впервые за всю поездку на вполне приличной заправке «Пегас» был заправлен откровенно плохим бензином: от детонационных стуков пришлось избавляться установкой более позднего момента зажигания. Температура воздуха перевалила за 40: на подъемах печка снова не выключалась, а на дорогах всё чаще стали появляться вольно пасущиеся животные.


Бурятия. Гусиное озеро

Около половины седьмого вечера 8 июля мы начали прохождение таможни, одна из сотрудниц которой повеселила следующим диалогом:
— Ребятки, вы куда собрались?
— В Монголию.
— А вам сколько лет?
— По 23…
— Ой, а я думала лет по 17! (с улыбкой)

Каждый из остальных таможенников и пограничников задал дежурный вопрос: «Это что за номера?» Ну а кинолог не остановился и на этом, уточнив: «Машина тоже оттуда?»

Как выяснилось, через границу нельзя провозить вообще никакого оружия, даже такого, которое по российским законам и оружием-то не является: у нас был с собой газовый пистолет, электрошокер и баллончик, в чем мы честно признались еще перед досмотром и были мирно развернуты в сторону Кяхты. Весь этот набор нашему экипажу было предложено оставить на хранение в местном отделении полиции, где после описания ситуации на нас посмотрели, мягко говоря, с недоумением.

В итоге предприимчивый сотрудник ГИБДД (этот факт выяснился позже) по имени Улзы согласился помочь за умеренную плату, положив средства самообороны к себе в сейф для охотничьего оружия. Хочется отметить, что за всё путешествие, к счастью, нам не пришлось ими воспользоваться. Разве что на Колымской трассе я развлекал себя стрельбой по километровым знакам, вблизи которых приходилось менять колеса…


Республика Бурятия. Дорога на Кяхту

Ну а тем временем «Пегас» снова подъехал к государственной границе, где нас ждал сюрприз: оказалось, что переход работает только до 20:00 по Иркутскому времени, а поскольку на часах было уже 19:15, вышло эталонное «приходите завтра». При этом российский персонал МАПП заверил, что они «готовы работать хоть круглосуточно», но из-за лени монголов это невозможно. Таким образом, нашему экипажу пришлось заночевать в гостинице Кяхты, и это было лишь началом небольших монгольских приключений.


Большой флаг Монголии близ Сухэ-Батора

Утром 9 июля, приехав за 40 минут до открытия таможни (работает она здесь с 9:00 по Иркутску), мы без проблем прошли все процедуры и оказались в Алтанбулаге. Настроение немного омрачил лишь факт потери ни много ни мало трех часов времени: как российские, так и монгольские сотрудники перехода абсолютно не спешат выполнять свои обязанности. Причем тут у меня впервые возникли сомнения в ответственности монголов за всю эту, скажем так, размеренность.

Если захотите побывать в Монголии на автомобиле, будьте готовы сразу заплатить в тугриках (так выгоднее, обменный пункт есть на таможне) более тысячи рублей в ценах 2012 года: сюда входит страховка, дорожный налог и санитарная инспекция. Если забыли поменять деньги на границе – вас рады будут видеть менялы в Алтанбулаге, о забавной ситуации с которыми на обратном пути я расскажу позднее.


«Пегас» на фоне одного из придорожных священных мест – Овоо

Пообедав в местном кафе, мы отправились по единственной асфальтированной дороге республики к Улан-Батору.


В Монголии

Сразу хочется отметить, что из российских автомобилей жители современного, не побоюсь этого слова, Рохана признают только изделия Ульяновского автозавода. В основном же здесь колесит абсолютно убитый праворульный хлам: монголы живут небогато, бензин стоит примерно 40 рублей за литр, а мы зачастую ловили себя на мысли о том, что находимся немного в другом времени. Действительно, за последние лет сто в образе жизни аборигенов мало что изменилось.

Дорога к столице республики в приемлемом состоянии, однако из-за редких, но метких ям бдительность терять не следует. Вне населенных пунктов общих ограничений скорости нет, да и вряд ли вы будете интересны монгольской полиции, которую наш экипаж заметил только в «городах». Зато нам несколько раз встретились будки в степи, обитатели которых взымали от 500 до 1000 тугриков (1 RUB ~ 44 MNT на лето 2012) за пользование «трассой».


Баянгол

На самой трассе случился забавный момент: из медленно и печально обгонявшего нас автомобиля японского производства после завершения маневра в нашу сторону высунулась рука с поднятым вверх большим пальцем.


Встреча двух культур

В Улан-Баторе бросилось в глаза отсутствие понятий о каких бы то ни было правилах дорожного движения, поэтому машину мы на всякий случай сразу припарковали в гараже гостиницы.

Если кто-то после поездки в столицу Монголии скажет вам, что не смог найти места в мотеле, значит, он здесь не был: визуально каждое третье здание на западе города – это гостиница, что обусловлено, видимо, кочевым образом жизни двух из трех миллионов монголов.


Улан-Батор. Дворец правительства Монголии на площади Сухэ-Батора

Впрочем, наплыва туристов здесь в ближайшее время явно не предвидится: единственный разговорник, который нам удалось приобрести в центре «Красного Богатыря» (так на русский переводится название столицы республики), был издан еще в советское время, а выдержки из него немало повеселили наш экипаж вечером 10 июля в Алтанбулаге.


Улан-Батор. Памятник Чингисхану перед Дворцом правительства


Улан-Батор. Памятник Сухэ-Батору на одноименной площади

Замахнувшись обследовать весь Улан-Батор пешком, к сумеркам мы поняли, что немного погорячились, но решили не отступать и к месту ночлега вернулись на запоздалом автобусе где-то к полуночи.


Улан-Батор. Монастырь Гандан


Улан-Батор. Парк Будды

Гостиница «обрадовала» нас внезапным отсутствием электричества, и мы не придумали ничего лучше, чем сразу лечь спать, отведав пива «Алтан Говь».

ЧАСТЬ 6 ТУТ

ЧАСТЬ 7 ТУТ

ЧАСТЬ 8 ТУТ

ЧАСТЬ 9 ТУТ

ЧАСТЬ 10 ТУТ

ЧАСТЬ 11 ТУТ

ЧАСТЬ 12 ТУТ

ЧАСТЬ 13 ТУТ

ЧАСТЬ 14 ТУТ

ЧАСТЬ 15 ТУТ

ЧАСТЬ 16 ТУТ

ЧАСТЬ 17 ТУТ

ПОСЛЕСЛОВИЕ. ИТОГИ