Магадан 2012. Часть 1. Жуковский — Курган

Пожалуй, рассказ о путешествии следует начать с ответа на вопрос: «Зачем?», поскольку слишком уж часто его приходилось слышать. Эта поездка, продлившаяся 45 дней, преследовала много целей, главная из которых – изучить нашу необъятную страну, пообщаться с уникальными людьми, живущими на ее безграничных просторах. Кроме того, стояла цель проверить на слаженность пару «я и автомобиль», попутно доказав неверующим (которых, к слову, было немало), что ВАЗовская классика преодолеет такой маршрут без серьезных поломок. Забегая вперед, скажу, что цели поездки были достигнуты.

Раз уж речь зашла о средстве передвижения, самое время огласить его тактико-технические характеристики:
— ВАЗ 21043 ярко-белого цвета;
— год выпуска: 2003, неродной кузов 2002 года выпуска;

— пробег на момент старта: 114 035 км;
— двигатель: 2103 с бесконтактной системой зажигания;
— подвеска: шаровые и сайлентблоки спереди свежие, новая рулевая трапеция, остальные запчасти – еще заводские.

В общем, стоковый автомобиль, но было несколько полезных доработок, каждая из которых помогла в путешествии:
— СиБи-радиостанция;
— генератор на 80А от «Нивы» 21214;
— противотуманные фары;
— электростеклоподъемники;
— зеркала с электроприводом регулировки (дали повышенную устойчивость зеркальных элементов).

«Четверка» была выбрана потому, что этот автомобиль был куплен отцом новым, верой и правдой служил моей семье, а последние три года я с ним общался особенно тесно, потому была уверенность в том, что скорее она выдержит, чем нет. Кроме того, ВАЗ 2104 был спроектирован в Советском Союзе именно под те дороги, по которым нам предстояло ехать. Наконец, варианты «Нива» и «УАЗ» отпали по причине немалого расхода топлива, более суровых подвесок и серьезных сомнений в необходимости внедорожных качеств для этого маршрута. Действительно, проходимость «четверки» оказалась необходимой и достаточной для путешествия.

Стоит сказать несколько слов о том, почему был выбран именно такой маршрут. Еще в 2010 году на просторах всемирной паутины я встретил отчет Ильи aka Aist о его поездке в Магадан на ВАЗ 21099. До этого момента я и не предполагал, что Колымский край можно покорять на таких машинах. Природа Колымы произвела на меня сильное впечатление, и я твердо решил, что побываю там на автомобиле. Хороший повод в виде окончания университета (пользуясь случаем, передаю привет родной Бауманке) подвернулся летом 2012, начались поиски экипажа.

Найти людей, готовых пожертвовать время (изначально закладывалось 40 дней) и средства на такую поездку, оказалось непростой задачей. В итоге была достигнута договоренность о том, что состав экипажа будет таким же, как и на соревнованиях по ориентированию на автомобилях, которыми я увлекаюсь уже полтора года. Итак, экипаж 90:
— Алексей CheMist Булавцев – собственно, я – механик-водитель;
— Алексей Ворон Дупляков – мой одноклассник (в кепке) – штурман и фотограф.


Экипаж 90

Штурманом было предложено включить в маршрут посещение Монголии, что мне показалось неплохой идеей, тем более что оформление виз Лёха взял на себя. Отмечу, что получить монгольскую визу просто, но дорого: летом 2012 это стоило 3000 вечно деревянных на человека.

После защиты мной дипломного проекта, была определена дата старта: выдвигаться на восток было решено 29 июня. Чтобы не отнимать время, я не буду рассказывать о том, что следует взять с собой в дальнюю дорогу: по этому поводу уже много сказано, а мы в данном вопросе сами только набираемся опыта. Скажу одно: запчастями для автомобиля отделение для запаски и пара органайзеров багажника были загружены полностью. Итак, 29.06.2012 в 10:30 с центральной площади родного наукограда Жуковский экипаж 90 отправился в дальний путь.


Жуковский. Центральная площадь. Старт

Через Раменское и Электросталь мы без остановок долетели до Владимирской области, неплохо изученной нами в ходе соревнований по ориентированию в клубе «Магистраль».

По знакомой дороге добрались без приключений до Нижнего Новгорода, по большой объездной которого ехать было так приятно, что вместо нужного направления на Казань выехали на Саранск.

Бешеному волку семь верст не крюк: развернулись и вырулили на Кстово. Здесь встали в пробку из дачников, поскольку это был уже вечер пятницы. Миновав бутылочное горлышко, быстро ехали недолго: попали в многокилометровый затор из-за ремонта дороги за Лысково. Отмечу, что наличие радиостанции очень помогает скоротать время в таких ситуациях: разговоры дальнобойщиков и иных владельцев СиБи-аппаратуры действительно поднимают настроение.

Так или иначе, в Чувашию наш экипаж въехал в сумерках.

Не мне вам рассказывать об объемах ремонта дорог в России в летний период, скажу только, что наша средняя скорость движения была довольно низкой: Татарстан встретил нас уже ночью. Начались поиски мотеля, который был успешно найден в селе Исаково на подступах к Казани.

Осмотр достопримечательностей ранее Урала в наши планы не входил, поскольку нельзя уместить всё в рамки такой поездки: запечатлев издалека Свияжск, наш экипаж в обход Казани устремился в направлении Уфы.


Свияжск

Стоит сказать несколько слов о дорогах центральной России, поскольку на начальном этапе пути говорить, в общем-то, больше не о чем. Владимирская область радует четырехполосной магистралью на всем своем протяжении, в Нижегородской всё хорошо только до Нижнего: далее убитая двухполоска с редкими вкраплениями нормальных участков. По состоянию на лето 2012 в Чувашии дороги неплохие, но не более того, в Татарстане всё прилично – задержек в пути не было.


В республике Татарстан


Пересекаем Каму в набережных Челнах

В Башкирии нас немного удивило количество нефтяных скважин, расположенных в непосредственной близости от дороги.

На обходе Уфы умудрились поймать «проход» из Подмосковья с рекламой грузовой автомойки на Егорьевском шоссе, которая так поднадоела мне в родных краях, а после выхода на М5 впереди замаячила пробка такого размера, что решено было ехать через город.


В Уфе

Впрочем, пробка, пусть и меньшая, была и в Уфе: когда наш экипаж вырулил, наконец, в направлении Челябинска, уже смеркалось. Однако сотрудники ГИБДД и не думали завершать рабочий день: обходившего нас в запрещенном месте киргиза на микроавтобусе внезапно тормознули прямо из придорожных кустов.

Подъемы и спуски становились всё серьезнее: началось преодоление Уральских гор. В Челябинскую область мы въехали уже в полной темноте, а к Симу пробирались в караванах грузовиков: смысл обгонов пропал. 

Заночевали в мотеле у поворота на Миасс, проскочив границу между Европой и Азией, к которой отправились уже 1 июля. Довольно неприметная стела обнаружилась в 23 километрах к западу за куда более приметной автозаправкой. 

О том, что пришлось возвращаться, наш экипаж не пожалел: днем здесь был предложен богатый выбор сувениров. К тому же были осмотрены красоты Урала, пропущенные ночью.


На Урале

Когда мы выдвинулись на Челябинск, было уже совсем жарко. На объездной «Танкограда» у нас поинтересовались, не продаем ли мы колеса, которые находились у нас на крыше, и расстроились, узнав, что это запаски и они не продаются.


Обход Челябинска завершен

Курганская область встретила нас разбитыми дорогами и абсолютно унылыми пейзажами: глазу было решительно не за что зацепиться.

Заправки 29, 30 июня и 1 июля

Место заправки Одометр от старта Заправлено Цена за литр
Вязники (33rus) 315 34,5 л 26.90 руб
Чебоксары (21rus) 715 33,5 л 26.85 руб
Мензелинск (16rus) 1181 31,0 л 25.81 руб
Сим (74rus) 1588 31,0 л 26.00 руб
Щучье (45rus) 2069 34,5 л 25.90 руб
Ишим (72rus) 2574 36,4 л 27.50 руб

Настроение поднял обед в заведении «Берлога», что на объездной Кургана: не очень дешево, но вкусно. Кроме того, наступил вечер и спала жара, поэтому путь к Ишиму в обход Казахстана проходил на первых порах очень бодро.


На обходе Кургана

ЧАСТЬ 2 ТУТ

ЧАСТЬ 3 ТУТ

ЧАСТЬ 4 ТУТ

ЧАСТЬ 5 ТУТ

ЧАСТЬ 6 ТУТ

ЧАСТЬ 7 ТУТ

ЧАСТЬ 8 ТУТ

ЧАСТЬ 9 ТУТ

ЧАСТЬ 10 ТУТ

ЧАСТЬ 11 ТУТ

ЧАСТЬ 12 ТУТ

ЧАСТЬ 13 ТУТ

ЧАСТЬ 14 ТУТ

ЧАСТЬ 15 ТУТ

ЧАСТЬ 16 ТУТ

ЧАСТЬ 17 ТУТ

ПОСЛЕСЛОВИЕ. ИТОГИ