Мурманск 2013. Часть 3 и Итоги. Возвращение домой

ЧАСТЬ 1 ТУТ

ЧАСТЬ 2 ТУТ

Пришло время собираться домой, а рождественским утром нас провожали уже хорошо знакомые, но пустынные улицы Мурманска. С погодой в этот раз повезло: снега на дороге не было, поэтому спокойно держали скорость у отметки 105 км/ч.

Этот факт позволил выделить время на посещение Кировска и одним глазком увидеть Хибины. Кстати, название Хибиногорск, на мой взгляд, куда больше подходит этому городу.


Кировск. Памятник шахтеру

Отметив, что для знакомства с местной природой нужно будет обязательно вернуться сюда полярным днем, возвращаемся на прекрасную трассу М18.


Кировск. Вид на Хибины

Из придорожных заведений лучшим, по нашему мнению, является кафе «Уют» в поселке Зеленоборский: большие порции, вкусная еда, а сверхдемократичным ценам я в первые секунды после их оглашения даже не поверил.


У кафе «Уют» в Зеленоборском

Заправки 4, 5, 6 и 7 января

Место заправки Одометр от старта Заправлено Цена за литр
Мурманск (51rus) 2367 20,2 л 29.69 руб
Мурманск (51rus) 2676 33,4 л 29.89 руб
Зеленоборский (51rus) 3079 35,5 л 28.55 руб
Пушной (10rus) 3407 32,0 л 27.70 руб
Суоярви (10rus) 3810 29,1 л 27.50 руб

От повторной фотосессии на Полярном круге наш экипаж, разумеется, удержаться не смог, ведь необходимости колдовать с освещением и пользоваться штативом, очень пригодившимся в течение поездки, в этот раз не было.


«Привет родному наукограду с Полярного круга!»

Из Кемского района передали виртуальный привет современным Буншам, раздающим острова на Амуре китайцам, здесь же впервые с третьего января увидели солнце.


Полдень на севере Карелии


Подужемская ГЭС на реке Кемь

После трапезы в неплохом кафе «Трасса» у поворота на Сегежу немного расслабились, но довольно быстро вернулись в тонус: впереди идущий автомобиль был подрезан перебегавшим дорогу лосем. Нам же пришло время старой Мурманской трассой сворачивать на Юстозеро, где какое-то время по разбитой колее ехали в сопровождении зайца.


Заяц всего один: фото испорчено выдержкой

В поселке Поросозеро тем временем полным ходом шло празднование Рождества, поэтому наш экипаж вновь проникся непередаваемой атмосферой зимней сказки. Наконец, по красивым раллийным изгибам грунтовки через водораздел Суны и Шуи мы выскочили к Суоярви.

Перед заслуженным отдыхом я мельком показал Алексею город и заправил автомобиль, причем на АЗС нам запомнился разговорчивый кот.

План на 8 января казался простым: поскольку стандартный маршрут по М18-М10 уже приелся, в Жуковский было решено ехать через Петрозаводск, Вознесенье, Вытегру, Вологду и Ярославль. В столице Карелии – небольшая экскурсия для штурмана и перекус.


Петрозаводск. Железнодорожный вокзал


Петрозаводск. На перекрестке проспекта Ленина и улицы Фридриха Энгельса

Асфальт ожидаемо закончился в районе села Шелтозеро, но это не помешало нашему экипажу прибыть в Вознесенье задолго до тринадцатичасового парома.


Вознесенье. Онежское озеро


Вознесенье. Паром через исток реки Свирь

Не удивляйтесь: исток реки Свирь зимой не замерзает. Сразу вспомнилась переправа через Алдан в Якутии, а особенно дежавю усилилось после выезда в сторону Вытегры: качество здешней гравийки (привет Ленинградской области!) в январе находилось на уровне Колымской трассы.


Вознесенье. С местным жителем, который тоже ждет паром


Вознесенье. Онежское озеро. Исток реки Свирь

Впрочем, выработанный прошлым летом «иммунитет» мы растерять еще не успели, поэтому, немного поворчав, довольно быстро оказались в Вологодской области. Сразу отмечу, что лично меня местные дороги разочаровали: если унылые пейзажи воспринимаются вполне спокойно, то невозможность двигаться с нормальной скоростью из-за дырявого покрытия (район Вытегры) или неадекватных ограничений скорости в совокупности с засадами ДПС («70» на прямых ровных участках у села Липин Бор) утомляет не на шутку.

В итоге из-за низкой средней скорости на обход Вологды наш экипаж вышел уже в полной темноте – осмотреть достопримечательности (например, подводную лодку Б-440 в Вытегре и ансамбль Ферапонтова монастыря близ Кириллова) возможности не было.

Заправки 8 и 9 января

Место заправки Одометр от старта Заправлено Цена за литр
Петрозаводск (10rus) 3946 14,5 л 27.60 руб
Вытегра (35rus) 4185 17,7 л 28.25 руб
Вологда (35rus) 4510 24,8 л 28.25 руб
Переславль-Залесский (76rus) 4869 30,4 л 26.30 руб

Дальнейшие события показали, что вологодский сотрудник ГИБДД был выбран в качестве героя известного юмористического шоу неслучайно: на посту у Грязовца меня останавливают за движение со скоростью 105 км/ч вне населенного пункта. Более того, инспектор не поленился продемонстрировать мне фотографию с камеры, установленной на обочине за пару километров до поста, и заполнить постановление о сторублевом штрафе! Учитывая, что трасса М8 «Холмогоры» в этом месте отремонтирована и большинство водителей движутся с куда большей скоростью, меня охватило чувство откровенного непонимания и негодования по поводу такого крохоборства. Но уже в Жуковском я сделал вывод, что исключительно благодарен этому гаишнику: ни одно средство для борьбы со сном в пределах ста рублей не дало бы такого заряда бодрости.

В Ярославле состоялась встреча с Владимиром aka Странник – товарищем по клубу любителей ВАЗ 2104, на которой мы обсудили особенности путешествий на автомобиле по Европейской России и не только.


Ярославль. Встреча с Владимиром aka Странник

На посту у Переславля-Залесского стандартная проверка документов: не припоминаю, чтобы когда-либо удалось проскочить его без остановки в сторону Москвы.

Домой экипаж 90 прибыл в отличном настроении около двух часов ночи 9 января: нам удалось полноценно насладиться настоящей зимой на Русском Севере.

ИТОГИ

Карта маршрута

Общая продолжительность путешествия: 7 дней (2 января 2013 — 9 января 2013)

Общий пробег по одометру: 5050 км
Средний пробег за день: 721 км

Израсходовано топлива (АИ-92): 425 л
Средний расход во всей поездке: 8,42 л / 100 км

Суммарные затраты на поездку (2 человека) с учетом подготовки: ~ 25 000 руб.

Из них на бензин: 11900 руб.
Средняя цена за литр: 28.00 руб.

Покрышки: Goodyear UltraGrip Extreme 175/70 R13.

Нарушения ПДД: штрафов 100 руб.

Работы с автомобилем: профилактическая замена прокладки приемной трубы. Машина в поездке отработала на «отлично».

Навигация: Атлас автомобильных дорог России 2011 (7-15-30 километровка), «Яндекс-карты» (схемы всего маршрута были загружены заранее) в смартфоне HTC Wildfire S.

Фотоаппарат: Sony DSLR-A290
Видеокамера: Sony DCR-46E

ПОЛНЫЙ МАРШРУТ ПУТЕШЕСТВИЯ (в скобках — километраж от старта):
Жуковский (0)
МКАД
Солнечногорск
Клин
Обход Твери
Вышний Волочек (364)
Обход Великого Новгорода
Кириши (709)
Волхов
Сясьстрой
Обход Лодейного Поля
Обход Олонца
Пряжа (1050)
Поворот на Суоярви
Эссойла
Суоярви (1229)
Эссойла
Поворот на Мурманск
Янишполе
Кивач
Обход Медвежьегорска
Пушной (1703)
Зеленоборский (2032)
Обход Мончегорска
Обход Оленегорска
Мурманск (2367)
Спутник
Печенга
Мурманск (2676)
Обход Оленегорска
Обход Мончегорска
Апатиты
Кировск
Поворот на Санкт-Петербург
Зеленоборский (3079)
Пушной (3407)
Поворот на Юстозеро
Поросозеро
Суоярви (3810)
Эссойла
Петрозаводск (3946)
Вознесенье (паром через Свирь)
Вытегра (4185)
Обход Вологды (4510)
Обход Ярославля
Переславль-Залесский (4869)
МКАД
Жуковский (5050)

Замечу, что по итогам поездки я укрепился в своем мнении о том, что трасса М18 «Кола» Санкт-Петербург – Мурманск является на данный момент одной из лучших автомобильных дорог нашей страны.

Из всех вариантов маршрутов Москва – Карелия и Москва – Мурманск самым быстрым однозначно является путь М10 «Россия» – Кириши – М18 «Кола».