«Нам сиянье пока наблюдать не пришлось, –
Это редко бывает – сиянья в цене!»
Владимир Высоцкий, 1972
Идея отправиться в крупнейший город мира за Полярным кругом родилась совершенно спонтанно на обратном пути из Магадана. В отличие от Тихого океана, Северный Ледовитый можно увидеть спустя всего два дня путешествия на автомобиле из Московской области. «Заманчиво!» – подумали мы с Алексеем, вновь занявшим место штурмана, и осенью 2012 года начали намечать маршрут.
Кроме знакомства с городом-героем Мурманском, наш экипаж мечтал вживую увидеть полярное сияние, но, к сожалению, четырех суток ясной погоды оказалось недостаточно, чтобы лицезреть это редкое по красоте природное явление. Что ж, видимо, пока не заслужили! Однако отмечу, что и в этот раз поездка оказалась удачной и принесла исключительно положительные эмоции.
Мой отец родился в Карелии, а от бабушки нашей семье перешла квартира в Суоярви, поэтому не воспользоваться такой возможностью для ночлега, считаю, было бы неразумно даже несмотря на лишние 200 километров дистанции. Таким образом, оставалось лишь забронировать съемное жилье в Мурманске, что и было сделано за пару недель до Нового года.
Помимо незабываемых впечатлений, путешествие в Магадан оставило после себя приличное количество мелких проблем с «четвёркой», которые были устранены мной в течение осени. Основные работы были проведены с передней подвеской: поскольку с погнутыми нижними рычагами ехать на сход-развал не имело смысла, решение попутно заменить в профилактических целях все шаровые опоры и сайлентблоки, а также оси рычагов, подушки пружин, амортизаторы и наконечники рулевых тяг выглядело верным.
Итак, 2 января 2013 года около 6 часов утра экипаж 90 стартовал из Жуковского на Север. Утеплитель радиатора не понадобился: температура воздуха установилась около нуля. Не секрет, что в разгар новогодних праздников на дорогах Москвы и области свободно как никогда, поэтому мы просто наслаждались пустыми трассами.
Во время обхода Твери буквально выручили новые блок-фары, установленные перед поездкой: они заранее выхватили из темноты трактор без огней и отражателей, который спокойно полз по единственной полосе при свободной обочине там, где все едут со скоростью около сотни (разумеется, вне населенного пункта).
На подходе к Вышнему Волочку в бачке закончилась незамерзайка – хороший повод для остановки и перекуса. Проследовав Кириши и Волхов, наш экипаж отметил, что погода стала портиться: началась метель, которая после второй трапезы на станции Инема переросла в настоящую пургу.
Граница Ленинградской области и Карелии
Скорость движения неуклонно падала и в итоге опустилась до 50-60 км/ч. Вместо того, чтобы получать удовольствие от комфортного передвижения по отличному асфальту трассы М18 «Кола», пришлось полностью сконцентрироваться: многим водителям в тот вечер секундная расслабленность стоила ухода в придорожные сугробы. К счастью, серьезных аварий замечено не было.
Однако стоит отметить готовность дорожников Карелии к неприятным сюрпризам погоды: колонны снегоуборочной техники встречались с завидной для Центральной России регулярностью.
Заправки 2 и 3 января
Место заправки | Одометр от старта | Заправлено | Цена за литр |
Коломно (69rus) | 384 | 28,9 л | 27.69 руб |
Кириши (47rus) | 709 | 35,6 л | 28.10 руб |
Матросы (10rus) | 1074 | 22,2 л | 27.00 руб |
Суоярви (10rus) | 1229 | 14,5 л | 27.50 руб |
Кондопога (10rus) | 1395 | 18,2 л | 27.40 руб |
Пушной (10rus) | 1703 | 18,1 л | 27.70 руб |
Зеленоборский (51rus) | 2032 | 35,0 л | 28.55 руб |
На посту у Петрозаводска проверка документов. «А не знаете, дорогу на Суоярви чистят?» – спрашиваю я. Удивленный сотрудник ГИБДД после паузы отвечает: «Не знаю… Скорее всего, нет…» Но мои опасения напрасны: А133 встречает нас вполне сносной накатанной колеёй. Замечу, что вариант проезда Пряжа – Крошнозеро – Эссойла в таких климатических условиях даже не рассматривался.
Въезд в Суоярви по Петрозаводскому шоссе
На отдых в Суоярви отводим себе 7 часов: не хочется попасть в Мурманск к середине хронометрической ночи. Утром хорошо знакомой мне дорогой возвращаемся на М18 (через Поросозеро запланировали ехать на обратном пути, а 3 января нашей первой целью стал водопад Кивач).
Кондопога – город-герой современности. Привет от наукограда!
Пятнадцатый канал сообщает о стандартной засаде ГИБДД в Янишполе, но, несмотря на подчеркнуто дисциплинированную езду, меня все равно останавливают. Проблем не возникло, а у Кондопоги стала понятна и причина: передний регистрационный знак «Пегаса» под слоем грязи прочитать было невозможно.
Свернув на Кивач, наш экипаж попал в настоящую сказку: я бывал на водопаде летом, но зимой природа в этих краях особенно очаровательна.
Безусловно, это одно из тех мест, где должен побывать каждый, кто приезжает в Карелию.
После обеда у поворота на Гирвас в отличном настроении вновь устремляемся к северу. Полярная ночь встречает нас в районе Сегежи: солнца мы не увидим до 7 января.
Трасса М18 «Кола». У поворота на Медвежьегорск
У поселка Лоухи неожиданно попали на разбитую грунтовку: дорожники к концу 2012 года не успели привести в порядок лишь 20-30 километров трассы «Кола». Ну а мы начинаем искать в ночи стелу, обозначающую Полярный круг.
Объект обнаруживается за несколько километров до въезда в Мурманскую область (южнее поворота на станцию Пояконда). Чтобы сделать фотоснимки, освещаем достопримечательности светом фар автомобиля, обозначая наиболее выступающий на дорогу угол машины красным мигающим фонарем.
Оленегорск проследовали в полночь, а еще через полтора часа практически без сил упали на койки в съемной квартире на улице Новое Плато в самом северном городе-герое бывшего Советского Союза.
4 января в самое светлое время суток отправляемся к Мемориалу Защитникам Советского Заполярья – знаменитому мурманскому Алёше. Памятник впечатляет размерами: выше его в России лишь Родина-мать на Мамаевом кургане.
Отсюда открывается замечательная панорама порта и Кольского залива.
Мурманск. Кольский залив Баренцева моря
Мурманск. Панорама города и порта
Мемориал Защитникам Советского Заполярья
ЧАСТЬ 2 ТУТ
ЧАСТЬ 3 и Итоги ТУТ
Остается только завидовать пока… Молодцы !